Содержание
- Виды сестринских вмешательств
- Сестринский процесс
- Составление плана
- Классификация сестринских вмешательств
- Характеристика типов сестринских вмешательств.
- Виды сестринских вмешательств:
- Определение степени достижения цели и оценка результатов сестринского процесса — пятый этап
- Зависимая, взаимозависимая;
- Основные этапы сестринского процесса: сестринские вмешательства
- Независимое сестринское вмешательство
- Зависимое сестринское вмешательство
- Взаимозависимое сестринское вмешательство
Взаимозависимые сестринские вмешательства примеры
Виды сестринских вмешательств
Скорейшее выздоровление пациентов во многом зависит от медицинских работников, которые оказывают ему помощь. Медсестра – это сотрудник, который непосредственно вовлекается в сестринский процесс. Создание и реализация плана сестринского вмешательства являются его важными этапами. Что собой представляет планирование помощи, какие существуют виды, разберемся в статье.
Сестринский процесс
В первую очередь следует знать, что сестринский процесс является системным подходом среднего медицинского персонала к предоставлению помощи, которая направлена на восстановление больного и зависит от возникших у него потребностей.
При реализации сестринского ухода медицинская сестра проводит комплекс действий для предупреждения, облегчения и устранения проблем, которые появляются у пациента.
В сестринский процесс включают следующие этапы:
- Обследование больного.
- Диагностика его состояния.
- Составление плана предоставления помощи.
- Непосредственная реализация намеченного плана сестринского вмешательства.
- Оценка своих действий, анализ их эффективности.
После обследования и постановки сестринского диагноза, медсестра переходит к планированию своей работы исходя из конкретных потребностей пациента.
Правильное составление плана вмешательств и его реализация – являются показателем профессионализма среднего медицинского персонала.
Составление плана
Планирование представляет собой процесс определения целей и объемов работы по уходу в конкретном случае. План сестринских вмешательств – это документ, составленный в письменной форме, в котором медсестра перечисляет свои действия касательно помощи пациенту, с указанием временных рамок. Оформленные записи относятся к юридическим документам, которые:
- Помогают передавать информацию по процессу ухода за пациентом при пересменке дежурного медперсонала.
- Обеспечивают универсальность медицинской и обслуживающей помощи.
- Помогают подсчитать затраты на лекарства и предполагаемые процедуры.
- Систематизируют действия медсестры.
- Помогают оперативно проанализировать эффективность проведенных действий.
В ход определения целей вмешательства привлекается и сам больной, который помогает выделить проблемы (потребности). На каждую из них ставится цель, определяется время ее достижения и планируемые действия по уходу.
Например, одной из проблем при бронхите является затрудненное дыхание, целью в таком случае будет устранение кашля, а во временных рамках медсестра указывает, что через неделю предполагается облегчить кашель больному, а через 2 недели полное его устранение.
В графе планируемых действиях медсестра указывает, например, обучение проведению ингаляций, демонстрация дыхательных упражнений, проведения массажа для улучшения отхождения мокроты из бронхов и т. д.
Все цели, которые ставит медсестра, делятся на:
- Кратковременные, например, устранение лихорадки. Они являются скорее тактическими, выполняются, как правило, в течение непродолжительного времени (до 7 дней).
- Долгосрочные (связаны с реабилитацией) – достигаются после того, как больного выпишут из стационара.
Определяя приоритеты сестринского вмешательства, медсестра может использовать стандарты сестринской помощи по типичным проблемам пациентов, например, «Протокол ведения больных. Острый тонзиллит». В таких стандартах приведен список научно обоснованных мер по уходу за больным.
Медицинская сестра должна уметь применять такие стандарты для каждого случая индивидуально. То есть, можно вносить в план не все пункты из протокола или добавить такие, что не описаны в нем, при условии, что имеется логическое обоснование целесообразности его включения.
Планирование сестринского вмешательства предполагает самостоятельные суждения медицинского персонала и требует согласования с пациентом и его близкими.
Классификация сестринских вмешательств
После того как определены цели, медсестра обозначает в своем плане объемы необходимых действий.
Выделяют следующие виды сестринских вмешательств.
Зависимые сестринские вмешательства
К ним относят целенаправленные действия медсестры, которые она выполняет строго по указанию лечащего врача и под его контролем. Это может быть:
- Проведение инъекций, терапевтических процедур.
- Контроль приема лекарств пациентом.
- Закапывание носовых ходов, глаз.
- Закладывание мази в ухо.
- Забор биологических материалов (кровь, мокрота).
- Взятие мазков из носа.
- Измерение жизненной емкости легких.
- Массаж грудной клетки.
При зависимом вмешательстве может присутствовать врач, но это не является обязательным условием выполнения мероприятий.
Средний медицинский персонал несет в полном объеме ответственность за проведенные действия, обязательно необходимо отчитываться за выполненные меры в определенно установленной форме.
Сегодня современные требования предполагают проверку медсестрой назначений врача из-за возможных ошибок. То есть, если назначена инъекция, нужно перепроверить, не превышена ли дозировка препарата, подходит ли лекарство возрасту, ведь в силу загруженности, утомления или других факторов врач может ошибиться. Такая перепроверка дополнительно защищает пациента от профессиональной неточности и снижает риск нанесения вреда.
Независимое сестринское вмешательство
Представляют собой действия среднего медперсонала, независимые от указаний врача, которые выполняются по личной инициативе, в меру компетенции. Это может быть:
- Измерение давления.
- Организация досуга.
- Наблюдение за состоянием больного.
- Беседы по профилактике заболевания и его осложнений.
- Помощь в поведении при болезни.
- Обучение самомассажу.
- Процедуры, связанные с личной гигиеной.
- Оказание доврачебной помощи.
- Предоставление психологической поддержки.
- Консультирование членов семьи по вопросам оздоровления, диеты, режима дня, разрешенных нагрузок.
Взаимозависимое сестринское вмешательство
Подразумевает действия с другими специалистами касательно ухода за больным. Медсестры берут участие в совместном консультировании (физиотерапевта, ЛФК) ассистируют врачу при операционном вмешательстве, на приеме амбулаторно и т. д.
Выбор вида вмешательств напрямую связан с потребностями конкретного пациента.
В зависимости от длительности ухода сестринская помощь делится на несколько видов:
- Временную помощь оказывают, когда есть непродолжительная необходимость в уходе (например, после мелких операций).
- Постоянную помощь предоставляют длительно, иногда и всю жизнь (к примеру, при потере конечности).
- Реабилитирующую помощь оказывают, когда надо восстановить определенные функции организма (курс массажа, дыхательных упражнений).
В процессе сестринского вмешательства обычно применяются все его виды, так как восстановление и поддержка организма во время болезни организма требует комплексного подхода.
Выполняя действия по реализации плана ухода, медицинский персонал может вносить коррективы для оптимизации процесса предоставления помощи, улучшения его качества.
Характеристика типов сестринских вмешательств.
Категории сестринских вмешательств (типы):
Выбор категории основывается от нужд пациента.
Независимые сестринские вмешательстваосуществляются медсестрой по собственной инициативе без требования или назначения врача и других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным, помощь в осуществлении потребностей, наблюдение за реакцией на лечение.
Зависимые сестринские вмешательства —это выполнение письменных назначений врача (лист назначений). Медсестра здесь выступает в роли исполнителя, например: выполнение инъекций, подготовка пациента к диагностическим процедурам, выполнение физиотерапевтических процедур и т. д. Однако по современным требованиям медсестра не должна автоматически выполнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи и ее безопасности для больного, медсестра должна уметь определить необходимость данного назначения, правильность назначенной дозы препарата, совместимость лекарственных средств; исключить механическую ошибку врача в назначении. Следует помнить, что медсестра, выполняющая неправильное или ненужное назначение, профессионально некомпетентна и несет ответственность за последствия ошибки так же, как и тот, кто сделал это назначение.
Взаимозависимые сестринские вмешательства предусматривают совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевт, диетолог, инструктор ЛФК, сотрудники социальной помощи), членами медицинской бригады (медсестры процедурного, зондового кабинетов и т. д., младшие м/с). Примером может служить гиперинтенсивное лечение (реанимационные мероприятия), когда «в связке» работают реаниматологи, хирурги, терапевты, медицинские сестры разных структурных подразделений. Это сотрудничество можно определить как товарищество, при котором действия всех сторон одинаково важны для достижения конечного результата.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной, реабилитирующей.
Временная помощьрассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. п.
Постоянная помощьтребуется пациенту на протяжении всей жизни — при ампутации конечностей, травмах позвоночника и т. п.
Реабилитирующая помощь— процесс длительный, включающий ЛФК, массаж, дыхательную гимнастику, беседы с пациентом, советы.
Требование к реализации плана
- Систематически выполнять план.
- Регулярно осуществлять координацию намеченных действий.
- Вовлекать пациента и/или членов его семьи в процесс оказания помощи.
Проблема «Стул со склонностью к запорам в связи с хроническим заболеванием ЖКТ».Обратимся к плану по данной проблеме и определим типы сестринских вмешательств, которые использует медсестра при реализации плана.
· обеспечение диетического питания;
· постановка очистительной клизмы;
· прием слабительных средств;
· обеспечение рациональной двигательной активности.
· разъяснение принципов рационального питания;
· совет, как выработать условный рефлекс на дефекацию;
· контроль за продуктовыми передачами;
· консультирование родственников по питанию;
· регистрация кратности стула в температурном листе.
· приемы самомассажа и специальных упражнений после консультаций массажиста и инструктора ЛФК;
· сотрудничество с родственниками.
Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:
Ø наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;
Ø наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медицинскую сестру, и пациента.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что:
1. все этапы сестринского процесса должны документироваться;
2. для выполнения многих процедур необходимо информированное согласие пациента.
Сестринские вмешательства должны:
- Совпадать с планом ухода.
- Базироваться на научных принципах.
- Быть приспособленными к конкретной ситуации.
- Использоваться для обеспечения терапевтической и безопасной среды.
- Включать в себя учебные возможности для пациента.
- Учитывать использование соответствующих источников.
4. 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.
Заключительный этап — это оценка эффективности сестринского процесса.
— анализ качества оказанной помощи,
— оценка реакции пациента на сестринский уход,
— оценка полученных результатов и подведение итогов.
Оценка всего сестринского процесса проводится в следующих случаях:
— при выписке пациента,
— при переводе в другое лечебное учреждение,
— при длительном наблюдении,
— при летальном исходе.
Таким образом, оценка результатов сестринского процесса дает возможность медсестре выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. Оценка эффективности ухода включает:
1. Объективная оценка — оценка действий и результата ухода медсестрой — манипулятором и/или сестрой – координатором, а также сестрами – руководителями.
Эта оценка основана на объективной информации (цифры АД, ЧДД, отсутствие одышки, кашля, уменьшение боли и т.д.)
2. Субъективная оценка – это мнение пациента и/или членов его семьи (эмоциональная оценка на сестринские вмешательства, субъективные ответные реакции на свое состояние).
Оценка выполнения индивидуального плана ухода проводится:
1. самой медицинской сестрой в порядке самоконтроля каждый день в начале и в конце каждой смены;
2. руководителем, т.е .старшей и главной медицинскими сестрами — постоянно;
3. больным и его семьей.
Если поставленные задачи выполнены, цель достигнута и проблема больного, семьи решена, то индивидуальный план ухода выполнен.
Медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и свою подпись. Если цель достигнута, задачи выполнены, то запись медицинской сестры может быть короткой, «цель достигнута, задачи выполнены». В ряде случаев цель и задачи ухода могут быть не выполнены или выполнены не полностью. В этих случаях медицинская сестра проводит анализ причин, возможных ошибок при выполнении всех этапов сестринского процесса. Так, больной полностью не овладел приемами самопомощи, потому что при обучении медицинская сестра встретилась с трудностями, связанными со снижением слуха больного, что она не учла при сборе информации. Время и дата проведения оценки указываются для каждой имеющейся у больного проблемы и поставленных для её решения задач.
Если это относится к решению таких нарушенных потребностей как дыхание, естественные физиологические отправления, контроль за профилактикой и динамикой образования или уменьшения пролежней, то оценка проводится ежедневно (текущая оценка).
При обучении навыкам самопомощи оценка проводится через более продолжительное время — в сроки, отмеченные в индивидуальном плане ухода. В конечные сроки производят итоговую оценку.
Когда в выполнении плана сестринской помощи участвовала бригада (дежурная смена), то оценка должна проводиться сестрой, которая выполняет функции сестры — координатора или старшей медицинской сестрой.
Важное значение имеет мнение пациента, родственников, семьи о выполнении индивидуального плана, качестве и эффективности работы медицинской сестры, персонала. Медицинская сестра совместно с больным, семьей определяет то, что помешало достижению поставленных задач. Оценки больного и медицинской сестры, причин не достижения поставленных задач, могут не совпадать.
Например, больному бронхиальной астмой для улучшения отхождения мокроты была рекомендована дыхательная гимнастика, которой он был обучен медицинской сестрой. Ему было рекомендовано и прекращение курения. Однако он продолжал курить, а другие рекомендации медицинской сестры выполнял не регулярно. Больной считает, что дыхательная гимнастика мало эффективна, поэтому и не достигнута поставленная задача. Медицинская сестра в своем заключении отразит мнение пациента и свое: «Больной считает, что дыхательная гимнастика бесполезна» и свою оценку, «Продолжает курить, не выполняет дыхательную гимнастику».
При проведении анализа выполнения плана сестринского ухода, медицинская сестра отмечает нежелательные результаты, побочные эффекты, осложнения и их причины (связанные с её работой, персонала, участием больного, семьи и др.).
При необходимости план сестринских мероприятий может быть пересмотрен, в него могут быть внесены дополнения, что может быть в тех случаях, когда возникают новые проблемы, которые более приоритетны, чем прежние. Часто это отмечается при оказании помощи тяжелобольным, при работе в отделении реанимации и интенсивной терапии.
План сестринской помощи изменяется в следующих случаях:
1. когда цели и задачи достигнуты, проблема устранена раньше намеченного в плане;
2. когда цели и задачи не достигнуты, проблема не решена;
3. когда цели и задачи достигнуты не полностью, проблема решена частично;
возникла новая, приоритетная проблема, а прежняя стала менее значимой.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
• выявить причину – поиск допущенных ошибок;
• изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;
• пересмотреть сроки достижения цели;
• ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
Виды сестринских вмешательств:
• Зависимые сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);
• Независимое сестринское вмешательство – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);
• Взаимозависимые сестринские вмешательства – совместные действия медсестры с другими специалистами. Ответственность медицинской сестры одинаково велика для всех типов вмешательства.
Предлагается использовать следующие методы:
1. Оказание доврачебной помощи.
2. Выполнение врачебных назначений.
3. Создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей.
4. Оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье.
5. Выполнение технических манипуляций, процедур.
6. Осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья.
7. Организация обучения по проведению бесед и консультирования пациента и членов его семьи.
Таким образом, четвёртый этап сестринского процесса является определяющим. В результате его реализации у пациента устраняются проблемы любого уровня, что достигается квалифицированным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций в соответствии со стандартами профессиональной деятельности.
Определение степени достижения цели и оценка результатов сестринского процесса — пятый этап
Цель пятого этапа сестринского процесса — определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра: • определяет достижение цели; • сравнивает с ожидаемым результатом; • формулирует выводы; • делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Новое состояние пациента может быть: • лучше прежнего состояния; • без изменений; • хуже прежнего состояния.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо: • выявить причину – поиск допущенных ошибок; • изменить саму цель – сделать ее более реалистичной; • пересмотреть сроки достижения цели; • ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
Сестринская история болезни
Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.
Регистрация сестринских вмешательств в сестринской истории болезни (СИБ) — также определённый вид сестринской практики.
В листе «Регистрация сестринских действий» следует фиксировать информацию о проведённом вмешательстве либо процедуре (например, «Проведена беседа. », «Выполнена инъекция. », «Поставлена клизма») и реакции пациента на уход. Регистрация реакции пациента на сестринские вмешательства может дать основание на проведение дополнительных мероприятий по уходу за пациентом.
В сестринской истории болезни чаще регистрируются действия сестринского персонала, имеющие непосредственное влияние на лечебный процесс и прогноз заболевания. Вмешательства, связанные с уходом, в ЛПУ чаще передаются устно от одной медсестры к другой или к другим членам медицинской бригады. Медсёстры общаются при передаче смены, переводе пациента в другое отделение или стационар. В любом случае, устно или письменно, связанная с уходом за пациентом информация должна быть передана с учётом критериев эффективного вербального сообщения.
Сестринская история болезни включает следующее:
1. Данные о пациенте:
1) дата и время госпитализации;
2) отделение, палата;
4) возраст, дата рождения;
9) семейное положение;
10) кем направлен;
11) лечебный диагноз;
12) наличие аллергических реакций.
2. Сестринское обследование:
1) субъективнее обследование:
б) анамнез болезни;
в) анамнез жизни;
2) объективное обследование;
3) данные дополнительных методов исследования.
3. Сестринский диагноз:
1) актуальные проблемы;
2) потенциальные проблемы.
Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ.
Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.
Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении — шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.
Зависимая, взаимозависимая;
Сестринский диагноз – это описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой, во многих случаях это жалобы пациента.
Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
Следует обратить внимание на то, что:
в отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.).
врачебный диагноз не меняется, если не была допущена врачебная ошибка, а сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.
кроме этого, сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах.
В сестринских диагнозах выделяют три существенных компонента, которые обозначаются PES-формат (Гордон, 1987): «Р» указывает на проблему, связанную со здоровьем, «Е» представляет собой этиологию (причину) проблемы, а «S» описывает характерные черты. Формулировка диагноза: проблема, «связанная с. » (этиология/причина), «подтверждаемая …» (признаки и симптомы или определяющие характерные черты). Например: нарушение сна («Р»), связанное с заболеванием и тревогой в связи с госпитализацией («Е»), подтверждаемое жалобами на затрудненное засыпание и прерывистый сон («S»).
В настоящее время разработанмеждународный классификатор сестринской практики, МКСП (International Classification for Nursing Practice, ICNP). Это — профессиональный информационный инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров, проведения исследований в сестринском деле. В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств. Cестринский феномен — явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры. Согласно МКСП сестринский феномен состоит из 8 составных элементов, классификация структурируется по каждому из элементов этого блока.
А. Фокус(лат. focus очаг) сестринской практики – это область (объект), привлекающая внимание медсестры и предполагающая определенные сестринские действия.
В. Суждение— клиническая оценка, мнение, заключение относительно состояния сестринского феномена, степени и уровня интенсивности его проявления.
С. Частота– величина, выражающая число случаев или повторений сестринского феномена в интервале времени.
D. Продолжительность– продолжительность времени, в течение которого феномен существует.
Е. Локализация– анатомическое расположение феномена.
F. Топография– расположение феномена относительно других анатомических образований или центральной оси.
G. Вероятность– возможность возникновения феномена
H. Распространенность– распространенность феномена среди населения. При составлении сестринского диагноза вводят основной термин из классификации элемента А (фокус) и термины из классификаций других элементов (В, С, E и/или др.), уточняющие или конкретизирующие диагноз.
Сильная (до высокого уровня) боль.
Сильная, периодически возникающая боль.
Сильная, периодически возникающая боль в ноге.
Сильная, периодически возникающая боль в правой ноге.
Классификация также включает еще два основных компонента: сестринское действие (вмешательство) и результат действия медсестры.
III этап. Планирование сестринской помощи.Цель:определение ожидаемых результатов (целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств.Для этого необходимо: а) сформулировать цели оказания помощи — определить вид целей — краткосрочные (рассчитанные на 2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода.) или долговременные (более 2 недель, они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период
после выписки пациента.); отразить структуру целей — конкретное действие, критерий (дата, время и т. д.), условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат). Следует помнить о требованиях к постановке целей:
1) цели должны быть реальными и достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг;
2) необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
3) цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».
4) цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина». Правильно: «Пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю».
5) возможность проверки достижения цели.
После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента. Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы – что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?
Например, проблема – нарушение сна; краткосрочная цель – в пределах семи дней ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 4-6 ч, при необходимости — с помощью седативных средств; долговременная цель — к моменту выписки из стационара ребенок сможет спать от 6 до 7 ч непрерывно без приема седативных средств.
б) Составить план сестринских вмешательств, направленных на достижение поставленных целей. Например:
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. Существуют специальные стандарты сестринского вмешательства при различных сестринских проблемах. Например, сестринская проблема: у ребенка 12 лет стул со склонностью к запорам.
Краткосрочная – у пациента будет стул не реже 1 раза в 2 дня.
Долгосрочная – ребенок продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара.
План сестринского виешательства:
1) Обеспечить кисло-молочную и растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) – диета №3.
2) Обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2 литров в день.
3) Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).
4) Обеспечить пациенту достаточную двигательную активность.
5) Обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.
6) Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
7) Обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.
Пользуясь стандартами, необходимо помнить, что в них невозможно предусмотреть разнообразие клинических ситуаций, поэтому применять их нужно с учетом индивидуальных особенностей пациента. Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника; много жидкости – при выраженных отеках, и т.д.
IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.Цель:все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь – самостоятельно или с посторонней помощью.
Существуют три категории сестринского вмешательства: независимая,
Зависимые вмешательства – это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. Например, инъекции антибиотиков, смена повязок, промывание желудка, дача седативных препаратов.
Независимые вмешательства выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача, по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи).
Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения педиатрических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей
среды, стимулирование и мотивация пациента) и т. п.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и
реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д. Реабилитирующая помощь — процесс более длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни — при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т. д.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние
пациента и поставленные цели не реализуются.
V этап. Оценка эффективности сестринской помощи. Цель: оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые 2 часа, меняя положение пациента.
Для оценки эффективности сестринской помощи следует: а) оценить качество помощи на основании изучения своих действий, мнения ребенка и его семьи, руководителя (старшей и главной медсестер). Критериями эффективности сестринской помощи являются прогресс в достижении целей, ответная реакция ребенка на вмешательство, соответствие полученного результата ожидаемому. Пример: отсутствие жалоб у ребенка (матери) на нарушение сна, отсутствие нарушений сна, выявляемых медсестрой; ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 6-7 ч без седативных средств.
Еще пример. Цель: ребенок продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно к 4 сентября.
Оценка: ребенок сделал себе инъекцию инсулина технически верно 4 сентября.
б) Определить дальнейшую тактику. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, поставить подпись и дату в строке соответствующей цели. Если цель не достигнута, выявить причины, определить сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медсестры, пересмотреть цель и сроки реализации цели, внести коррективы в план сестринского ухода.
Основные этапы сестринского процесса: сестринские вмешательства
Данный этап является четвертым шагом сестринского процесса.
Напомним, что предыдущими этапами были:
Четвертый этап, называемый «Осуществление плана сестринского вмешательства», состоит из:
- оказания помощи пострадавшему
- осуществления сестринского ухода
- обучения и консультирования пациента и его родственников
Сестринское вмешательство можно подразделить на три основные категории:
- независимое
- зависимое
- взаимозависимое
Выбор той или иной категории складывается из конкретных нужд пациента.
Независимое сестринское вмешательство
Происходит только по личной инициативе медицинской сестры. Такие вмешательства не предписаны лечащими врачами или другими специалистами.
Они не связны с жизненной необходимостью и проводятся по желанию.
К примеру, в свободное время медицинская сестра может обучить пациента методам самоухода. Либо, общаясь с родственниками пациента, рассказать им о том, как лучше всего обеспечивать условия для скорейшего выздоровления больного и так далее.
Зависимое сестринское вмешательство
Данный тип действий строго предписывается лечащим врачом и является необходимостью.
За подобные вмешательства медицинская сестра несет полную ответственность, отчитываясь о проведенных мероприятиях в установленной форме.
К примеру, медицинской сестре предписано подготовить пациента к операции, провести ряд манипуляций, ввести инъекции, выполнить лечебные процедуры, назначенные врачом.
По современным требованиям медицинская сестра должна перепроверять предписания врача на предмет профессиональных неточностей или ошибок.
В частности: перед введением инъекции необходимо убедиться, что доза лекарства рассчитана безошибочно, не превышает пороговых пределов, вводится правильным образом и никак не вредит жизни пациента.
Данное требование позволяет исключить ошибки врача, которые могут быть допущены по невнимательности, усталости, перегруженности.
Медицинская сестра, перепроверяющая назначения врача, обеспечивает дополнительную защиту здоровья пациента, обеспечивая высокий уровень профессиональной сестринской помощи.
Важно понимать, что медсестра, бездумно выполняющая предписания врача, несет такую же ответственность, как и человек, допустивший профессиональную ошибку или неточность!
Взаимозависимое сестринское вмешательство
Подразумевает одинаковую долю участия медицинской сестры и прочих специалистов (физиотерапевт, диетолог и пр.). При этом, во всех видах вмешательства ответственность медсестры является однозначной.
При этом медицинская сестра оказывает посильную теоретическую и практическую (клиническую) помощь по следующим направлениям ухода:
- Достижение терапевтических целей
- Достижение хирургических целей
- Обеспечение ежедневных жизненных потребностей
- Облегчение достижения целей медобслуживания и т.п.
Нужда пациента в сестринской помощи, в свою очередь, подразделяется на:
Временная помощь предполагает временный уход, когда пациент не способен выполнять некоторые действия самостоятельно, испытывает дефицит самоухода (например, при вывихе).
Постоянная помощь требуется на протяжении длительного периода времени, возможно, даже всей жизни (например, при потере конечности).
Реабилитирующая помощь также относительно длительна (например, при необходимости массажа, дыхательной гимнастики или просто живой беседы).
Как можно заметить, беседа упомянута в качестве важного метода оказания сестринской помощи пациенту.
Совет медицинской сестры – это самое важное, что может услышать пациент в необходимой ситуации.
Это психическая, эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь больному, помогающая избавиться от стресса. Кроме того, всякая дружеская беседа налаживает личный контакт и способствует взаимопониманию людей, имеющих сходные цели (выздоровление, избавление от недугов).
В разумном и добром совете нуждаются практически все люди, независимо от того, какие задачи им предстоит решить.
Итого, на четвертом этапе медицинская сестра выполняет сразу две важнейшие задачи:
- следит за реакцией пациента на назначения врача, занося изменения в сестринскую историю болезни;
- следит за реакцией пациента на оказанную сестринскую помощь, занося изменения в сестринскую историю болезни.
Работая в соответствии с четко разработанным планом, медицинская сестра (при необходимости) вносит в него собственные коррективы, оптимизируя процесс сестринской помощи, повышая качество ухода за пациентом.
В условиях недоукомплектованности штата медицинских работников, переизбытке числа пациентов, сестринский план является единственным документом, который не дает сбиться с намеченного пути.
При необходимости, в зависимости от ситуации, медсестра может самостоятельно расставлять приоритеты, определяя первостепенные и второстепенные задачи, которые можно упустить или передать по смене своей коллеге.